О государственном регулировании в сфере обращения лекарственных препаратов
Поделиться
Ссылка скопирована
В соответствии с законом РФ от 12 апреля 2010 года 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» государственное регулирование цен на лекарственные средства осуществляется только в отношении препаратов, включенных Правительством РФ в перечень жизненно-необходимых и важнейших (ЖНВЛП). Данный перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 года 2406-р.
Ценовое регулирование на такие препараты осуществляется на двух уровнях: на федеральном и на региональном. На федеральном уровне - это регистрация предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты. Регистрация цен осуществляется Минздравом России, ФАС России проводит экономический анализ цен производителей. Соответственно производители не могут продавать товар по цене выше, чем зарегистрированные цены. Если цена на препарат не зарегистрирована, то такой препарат не допускается к обращению на рынке.
На региональном уровне - это расчет и установление предельных размеров оптовых и розничных надбавок по утвержденной ФАС методике. В соответствии с методикой предельные надбавки разделены на три ценовые группы: ЖНВЛП стоимостью до 100 рублей, более 100 до 500 рублей и стоимостью свыше 500 рублей. Существует специальная Единая информационно-аналитическая система (ФГИС ЕИАС), содержащая электронные шаблоны расчетов, с помощью которых осуществляется экономический анализ деятельности фарморганизаций. В соответствии с действующим законодательством, не менее 15 % аптечных и оптовых организаций в каждом субъекте заносят в ЕИАС данные о валовой прибыли, о средневзвешенных ценах производителей и другую необходимую информацию, которая впоследствии используется для установления надбавок. На основе этих отчетов осуществляется экономический анализ, соответствует ли надбавка заданному уровню, достаточно ли ее для покрытия расходов оптового и розничного звена. Если регион видит, что действующей надбавки недостаточно или по тем или иным причинам ее необходимо напротив уменьшить, субъекту необходимо подать документы для ее изменения.
После проведения экономического анализа ФАС принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании проекта решения субъекта.
Действующие на территории КБР предельные надбавки на ЖНВЛП утверждены приказом ГКТ и ЖН КБР от 14 февраля 2022 года 10, и, в сравнении с предельными надбавками соседних регионов, находятся на среднем уровне. Так, сумма оптовых и розничных надбавок на ЖНВЛП первой ценовой группы в КБР составляет 38%, второй – 33% и третьей ценовой группы – 28%.
Аналогичные надбавки в Северной Осетии – Алания: 41%, 38%, 28%; в Ставропольском крае - 45%, 34%, 19%; в Чеченской Республике: 46%, 37%, 29%; в Карачаево-Черкесской Республике: 40%, 34%, 25%.